На Дальнем Востоке
Лето, каникулы - радость для детворы, а на детских железных дорогах страны открывается сезон работы. Юные железнодорожники от 8 до 15 лет одевают форму и на практике постигают сложную науку работы на железнодорожном транспорте.
На Дальнем Востоке с началом лета начинают работать три детских железных дороги (ДЖД) где весь персонал, который обслуживает их, дети - в г. Свободный Амурской области, в Хабаровске и Южно-Сахалинске.
Официально первой в мире ДЖД считается детская железная дорога Тифлиса (Тбилиси), которая была открыта в 1935г., но в Москве комсомольцы города построили свою ДЖД на три года раньше, правда она использовалась для развлечения, а не для обучения и через несколько лет прекратила своё существование.
Первая дальневосточная ДЖД была открыта в Свободном 4 августа 1940 г., она и сегодня самая длинная в стране, если не в мире, сегодня её протяжённость 11,5 км., на пути следования 4 станции - Юность (бывшая "Сталинское счастье", Дальневосточная, (бывшая Павлика Морозова) и Пионерская.
Амурские школьники поддержали в начале 1939 года призыв тифлисских пионеров о строительстве детских железных дорог по всей стране, с просьбой о разрешении на постройку своей ДЖД они обратились к Калинину, "добро" было получено, весной 1939 года были выделены деньги 500 тыс.руб. и начались подготовительные работы, к осени открылось 20 кружков юных железнодорожников, где дети с энтузиазмом стали постигать азы профессий.
Первый и заключительный костыль детки сами забивали
Юные железнодорожники Свободного
Как это нередко у нас бывает, к январю деньги на строительство закончились и стройка чуть было не "замерзла", детям было очень обидно, тогда комсомол города взял шефство над этой стройкой, устраивали субботники, сбор металлолома, юные железнодорожники организовали агитбригады и выступали на предприятиях города, общими усилиями к весне собрали 420 тыс. руб., а тут и из центра возобновили финансирование, строительство дороги продолжилось и в августе уже состоялось открытие первого участка пути от станции "Сталинское счастье" до "Дальневосточной".
станция"Сталинское счастье", теперь она называется Юность
.
В отличие от детских жд в других городах, это была полноценная ветка жд, соединявшая город с пригородной зоной, кстати единственная не прекратившая свою работу в годы войны. В военное время дети и зимой и летом доставляли по ней из ближайших совхозов лес, уголь, соль, овощи, мясо, перевозили людей, работали чрезвычайно самоотверженно.
.
В военную историю Свободнинской ДЖД вошел случай, когда у ребят на паровозе провалилась чугунная решётка в топке, чтобы её поставить на место надо было потушить огонь и выждать несколько часов, пока топка остынет. Но это могло сорвать график движения. Мальчишки не долго думая, разгребли горящий уголь по сторонам, один из них Гоша Зенин одел брезентовый комбинезон, его облили водой основательно и он полез в горячую топку ставить решётку на место. График движения не нарушился.
С началом лета юные железнодорожники Приамурья откроют новый уже 73 сезон работы детской железной дороги, более 800 ребят со всего Амурского края за время летних каникул будут проходить здесь учебную практику, около 300 девчонок и мальчишек впервые на деле познают сложности профессии на новой технике, которую недавно ДЖД получила, а совмещая работу, обучение и всевозможные детские мероприятия, всё-таки каникулы, ребята уже более осознано подойдут к выбору профессии в будущем.
.
Юные железнодорожники Сахалина
.
.
А так это было когда-то:
Открытие сезона 1963 г.
Юные железнодорожники Хабаровска
.
Фото с сайта http://railways.id.ru/
Сколько же поколений железнодорожников проходили свою первую «практику» на джд!
Если считать с 1935г., Светлана, то получается уже 78 лет как джд принимает пополнение
Спасибо Людмила! Очень интересно! Я об этом не знала…
Интересное занятие для детей. Молодцы организаторы.
Впервые слышу, что в России есть вот такие полноценные детские ЖД. Обычно это не большой круг ЖД вокруг парка. И все дела. Например, как в Ростове-на-Дону.
Исключительно интересная у Вас подборка фотографий на эту тему!
Спасибо, Диана, это фото с официального сайта
Детские железные дороги Интересная история. Очень познавательная статья. С меня твит и +1
Спасибо за такую познавательную статью. Детские железные дороги хорошая пропаганда профессии железнодорожника. Дети очень серьёзно относятся к выполнению настоящих обязаностей.
Не все, конечно, детки ответственные, Сергей, но такая практика очень способствует пониманию ответственности и обучение в таком возрасте идёт легко, если есть интерес
В Нижнем Новгороде такая имеется)
Их по стране, Нат, больше 20
Люд, очень интересная информация. Про дорогу, конечно, знаю, но с ее историей не сталкивалась. Прочитала с удовольствием. Станция «Сталинское счастье» — впечатляет, да… // В детстве завидовала проводникам — они часто и много ездят. Может, была б под боком такая детская дорога — в проводники бы подалась? 😉
Меня тоже, Галь, впечатлило название
вот это история, а фото просто уникальные, вообще спасибо, я так и не прокатилась на такой
Ларисёнок, думаю ешё прокатишься, ты такая путешественница, сейчас и в других городах начали восстанавливать джд
Действительно, раньше такие дороги были в каждом большом городе, сегодня остались единицы..
Сейчас в стране, Сергей, кажется 25 джд работает
Я не знала, что есть детская железная дорога, которая существует не для игры.
Очень интересная статья, спасибо за информацию.
Я сначала подумала что пойдет разговор об игрушках на половину детской спальни, а оказалось что детские железные дороги строят сами дети.
Очень интересно было прочитать, дети после взрослой работы по другому взрослеют. Уважают чужой труд, и себя, как серьезных людей. Спасибо автору за интересный обзор!
Когда детям поручают настоящую работу, Татьяна, у них ответственность появляется, она их дисциплинирует
Мне довелось поездить на такой же детской железной дороге во Львове, когда мы гостили у маминого брата. Мне было тогда 6 лет, но впечатления от той поездки остались яркими на всю жизнь.
Детям, Лада, это очень интересно, да и взрослые с удовольствием катаются
Спасибо за информацию. Даже и не знала, что такое было. Расскажу детям на факультативе.
Я и сейчас помню детскую железную дорогу в Хабаровске. Мы несколько раз ходили в детстве с родителями кататься на ней. Большое удовольствие для детей, не только для тех кто работает!
Люда, я уже вернулась из Хабаровска. В других городах не была, только в Китай на один день съездила.
Какая прелесть, как в Союзе побывала, для детей это радость и кто-то определится с профессией.Очень позитивный пост!.Твит
Кузница молодых кадров:)
Помню, в детстве каталась на железной детской дороге. Интересно, функционирует ли она сейчас?
Когда-то детские железные дороги были очень популярны. У меня даже папа в детстве был машинистом на такой дороге. И потом еще много лет день желазнодорожника чтил, как свой профессиональный праздник.
Безумно интересная статья о детских железных дорогах, особенно понравились истории основания.
Уважаемые создатели сайта . Вношу поправку . Тот кто записывал виде о Свободненской детской железной дороге , наверно перепутал с Читинской. Там где поезд в движении ,это не наш. Просьба не искажать . С Уважением инструктор СДЖД Калугина Т.Б.
Здравствуйте, Татьяна! Видео о Свободненской джд записывали воспитанники джд, автор монтажа, как написано в титрах, Владимир Заикин, у него есть канал на Ютубе, все вопросы по поводу фильма к нему