Детские железные дороги

yusah53На Дальнем Востоке

Лето, каникулы - радость для детворы, а на детских железных дорогах страны открывается сезон работы. Юные железнодорожники  от 8 до 15 лет одевают форму и на практике постигают сложную науку работы на железнодорожном транспорте.

На Дальнем Востоке с началом лета начинают работать три детских железных дороги (ДЖД) где весь персонал, который обслуживает их, дети - в г. Свободный Амурской области, в Хабаровске и Южно-Сахалинске.

Официально первой в мире ДЖД считается детская железная дорога Тифлиса (Тбилиси), которая была открыта в 1935г., но в Москве комсомольцы города построили свою ДЖД на три года раньше, правда она использовалась для развлечения, а не для обучения и через несколько лет прекратила своё существование.

Первая дальневосточная ДЖД была открыта в Свободном 4 августа 1940 г., она и сегодня самая длинная в стране, если не в мире, сегодня её протяжённость  11,5 км., на пути следования 4 станции - Юность (бывшая "Сталинское счастье", Дальневосточная, (бывшая Павлика Морозова) и Пионерская.

Амурские школьники поддержали в начале 1939 года призыв тифлисских пионеров о строительстве детских железных дорог по всей стране, с просьбой о разрешении на постройку своей ДЖД они обратились к Калинину, "добро" было получено, весной 1939 года были выделены деньги 500 тыс.руб. и начались подготовительные работы, к осени открылось 20 кружков юных железнодорожников, где  дети с энтузиазмом стали постигать азы профессий.

 

svob45Первый и заключительный костыль детки сами забивали

svob07

Юные железнодорожники Свободного

Как это нередко у нас бывает, к январю деньги на строительство закончились и стройка чуть было не "замерзла", детям было очень обидно, тогда комсомол города взял шефство над этой стройкой, устраивали субботники, сбор металлолома, юные железнодорожники организовали агитбригады и выступали на предприятиях города, общими усилиями к весне собрали 420 тыс. руб., а тут и из центра возобновили финансирование, строительство дороги продолжилось и в августе уже состоялось открытие первого участка пути от станции "Сталинское счастье" до "Дальневосточной".

 

svob42

станция"Сталинское счастье", теперь она называется Юность

svob43

.

В отличие от детских жд в других городах, это была полноценная ветка жд, соединявшая город с пригородной зоной, кстати единственная не прекратившая свою работу в годы войны. В военное время дети и зимой и летом доставляли по ней из ближайших совхозов лес, уголь, соль, овощи, мясо, перевозили людей, работали чрезвычайно самоотверженно.

svob12

svob03

.

В военную историю Свободнинской ДЖД вошел случай, когда у ребят на паровозе провалилась чугунная решётка в топке, чтобы её поставить на место надо было потушить огонь и выждать несколько часов, пока топка остынет. Но это могло сорвать график движения. Мальчишки не долго думая, разгребли горящий уголь по сторонам, один из них Гоша Зенин одел брезентовый комбинезон, его облили водой основательно и он полез в горячую топку ставить решётку на место. График движения не нарушился.

С началом лета юные железнодорожники Приамурья откроют новый уже 73 сезон работы детской железной дороги, более 800 ребят со всего Амурского края за время летних каникул будут проходить здесь учебную практику, около 300 девчонок и мальчишек впервые на деле познают сложности профессии на новой технике, которую  недавно ДЖД получила, а совмещая работу, обучение и всевозможные детские мероприятия, всё-таки каникулы, ребята уже более осознано подойдут к выбору профессии в будущем.

.

.
Вторая  детская жд Дальнего Востока была открыта на Сахалине в 1954 г., её называют малая Сахалинская жд, кольцевой путь её в парке им.Гагарина города Южно-Сахалинска составляет 2.2 км. по сложному рельефу с большим уклоном в некоторых местах и двумя остановками по пути следования "Комсомольская" и "Пионер", здесь проходят обучение юные железнодорожники Сахалина.

yusah09

yusah31

Юные железнодорожники Сахалина

yusah49

.

yusah59

.

.
В Хабаровске ДЖД появилась по инициативе молодежи Железнодорожного района в 1958г, они стоили её на общественных началах при поддержке Хабаровского отделения жд, торжественное открытие первого участка пути состоялось на День пионерии 19 мая. Сегодня детская жд Хабаровска это 2.5 км пути с 2-мя станциями и 2-ми посадочными платформами, соединяющая центр города с парком.

А так это было когда-то:

 

hab4

Открытие сезона 1963 г.

hab3

hab11

Юные железнодорожники Хабаровска

hab19

.

Фото с сайта http://railways.id.ru/

 

 

 

 

 

Детские железные дороги: 32 комментария

    1. admin Автор записи

      Если считать с 1935г., Светлана, то получается уже 78 лет как джд принимает пополнение

  1. Анна

    Впервые слышу, что в России есть вот такие полноценные детские ЖД. Обычно это не большой круг ЖД вокруг парка. И все дела. Например, как в Ростове-на-Дону.

  2. Сергей

    Спасибо за такую познавательную статью. Детские железные дороги хорошая пропаганда профессии железнодорожника. Дети очень серьёзно относятся к выполнению настоящих обязаностей.

    1. admin Автор записи

      Не все, конечно, детки ответственные, Сергей, но такая практика очень способствует пониманию ответственности и обучение в таком возрасте идёт легко, если есть интерес

  3. Галина

    Люд, очень интересная информация. Про дорогу, конечно, знаю, но с ее историей не сталкивалась. Прочитала с удовольствием. Станция «Сталинское счастье» — впечатляет, да… // В детстве завидовала проводникам — они часто и много ездят. Может, была б под боком такая детская дорога — в проводники бы подалась? 😉

    1. admin Автор записи

      Ларисёнок, думаю ешё прокатишься, ты такая путешественница, сейчас и в других городах начали восстанавливать джд

  4. Людмила

    Я не знала, что есть детская железная дорога, которая существует не для игры.
    Очень интересная статья, спасибо за информацию.

  5. Татьяна

    Я сначала подумала что пойдет разговор об игрушках на половину детской спальни, а оказалось что детские железные дороги строят сами дети.

    Очень интересно было прочитать, дети после взрослой работы по другому взрослеют. Уважают чужой труд, и себя, как серьезных людей. Спасибо автору за интересный обзор!

    1. admin Автор записи

      Когда детям поручают настоящую работу, Татьяна, у них ответственность появляется, она их дисциплинирует

  6. Lada

    Мне довелось поездить на такой же детской железной дороге во Львове, когда мы гостили у маминого брата. Мне было тогда 6 лет, но впечатления от той поездки остались яркими на всю жизнь.

    1. admin Автор записи

      Детям, Лада, это очень интересно, да и взрослые с удовольствием катаются

  7. Арина

    Спасибо за информацию. Даже и не знала, что такое было. Расскажу детям на факультативе.

  8. Елена

    Я и сейчас помню детскую железную дорогу в Хабаровске. Мы несколько раз ходили в детстве с родителями кататься на ней. Большое удовольствие для детей, не только для тех кто работает!
    Люда, я уже вернулась из Хабаровска. В других городах не была, только в Китай на один день съездила.

  9. Тамара

    Какая прелесть, как в Союзе побывала, для детей это радость и кто-то определится с профессией.Очень позитивный пост!.Твит

  10. Natabul

    Когда-то детские железные дороги были очень популярны. У меня даже папа в детстве был машинистом на такой дороге. И потом еще много лет день желазнодорожника чтил, как свой профессиональный праздник.

  11. Татьяна

    Уважаемые создатели сайта . Вношу поправку . Тот кто записывал виде о Свободненской детской железной дороге , наверно перепутал с Читинской. Там где поезд в движении ,это не наш. Просьба не искажать . С Уважением инструктор СДЖД Калугина Т.Б.

    1. admin Людмила Автор записи

      Здравствуйте, Татьяна! Видео о Свободненской джд записывали воспитанники джд, автор монтажа, как написано в титрах, Владимир Заикин, у него есть канал на Ютубе, все вопросы по поводу фильма к нему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *