Подводная лодка С-56
Гордость Тихоокеанского флота - подводная лодка С-56, счастливая, "щедринская", так называли ее по имени капитана подводной лодки Григория Ивановича Щедрина. 19 раз ее считали погибшей, но она всегда возвращалась на базу. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Владивостоке входящих в комплекс мемориала "Боевая Слава Тихоокеанского Флота" на Корабельной набережной.
Невозможно переоценить подвиг людей защищавщих Родину часто ценой своей жизни. Но профессия подводника и в наши дни требует особого мужества.
Свой боевой путь С-56, самая результативная подводная лодка , начала в 1942г. из Владивостока через Панамский канал, пройдя 3 океана и 10 морей, она вышла в Заполярье, где громила фашистов в составе Северного флота . Отчаянному мужеству и отваге воинов тихоокеанцев поражались даже асы подводного боя.
В этом беспримерном переходе, который продолжался 5 месяцев, с Тихоокеанского флота на Северный участвовало 6 подводных лодок, переход был невероятно сложным и по погодным условиям - лодки попадали в шторма, тайфуны, тропические ураганы, и шли они по территориям охваченным войной, потому не раз были атакованы вражескими подлодками. У берегов Сан-Франциско погибла лодка "Л-16", до сих пор неизвестно атакована она была японской или американской подводной лодкой.
Много славных походов на счету боевой лодки в составе Северного флота, но самым сложным и опасным оказался 5 поход, когда лодка чудом уцелела. Получив задание уничтожить вражеский конвой, лодка была обнаружена и сама стала объектом нападения. Больше суток она находилась под непрерывным обстрелом глубинных бомб. За 26,5 часов на нее было сброшено 370 бомб.
Было принято решение опустится на глубину 87м и выключить все двигатели. Но тут их подстерегала другая опасность - концентрация углекислого газа увеличилась до предела, в таких условиях продержаться можно было не более 20 мин.
Чтобы очистить воздух по всей субмарине разложили настилы с известью и побрызгали их водой, это помогло продержаться еще 7 часов. А тем временем фашисты радостно рапортовали об уничтожении очередной советской подводной лодки.
Когда опасность миновала и конвой ушел, лодка поднялась на поверхность, найдя укромную бухту, капитан дал команде сутки на отдых, а потом они догнали и, "уничтоженная" лодка , уничтожила конвой.
За всю войну на лодку было сброшено более 3 тыс.!!! глубинных бомб, за свои подвиги она была награждена орденом Красного Знамени и удостоена звания Гвардейская. За годы войны 4 лодки были удостоены звания гвардейская, из них уцелела только С-56.
После войны легендарная лодка до 1953г. оставалась на Северном флоте, а затем вернулась на родную базу во Владивосток. Это была первая лодка, которая прошла северным морским путем, совершив кругосветное путешествие.
Но это сложнйшее путешествие все же вывело ее из строя как боевую единицу и лодка стала учебным пособием для обучения нового поколения моряков-подводников.
В 1975 г. она опять стала первой, первой подводной лодкой ставшей музеем памяти героев- подводников Великой Отечественной войны.
Один из главных "зкспонатов" военно- исторического музея Владивостока, она и сегодня на боевом посту. Каждый день на ней поднимается военно-морской флаг, каждый день она знакомит посетителей с подвигами военных моряков-подводников вставших на защиту нашей Родины в страшные годы войны. На лодке сохранили часть отсеков, где наглядно можно познакомиться с жизнью подводников, в кормовой части развернута экспозиция, которая рассказывает о подводниках Тихоокеанского флота - знамена, наградные знаки, фотографии, документы и т.д.
Сегодня боевой задачей С-56 является воспитание у молодого поколения чувства гордости за подвиги поколения военных лет, защитивших нашу Родину. И она справляется с этой задачей, Экскурсия на подводную лодку одна из любимых экскурсий и жителей и гостей города, особенно она нравится детям.
С праздником Великой Победы всех!!!
Мы просто обязаны помнить какой ценой она досталась, чтобы "коричневая чума" не прокатилась вновь уже по нашим судьбам и судьбам наших детей.
Из коллекции программы “Приморье with love. Панфилов story”
Когда служил в ШМАСе, нас на экскурсию водили на С56.
В июле 1976 года мы молодые матросы, занявшие 1 место в строевом смотре были поощрены походом на спектакль московских артистов, а потом любовались С-56. Был вечер и мы были так молоды. Сейчас глядя на фото С-56 захватили воспоминания. В юле лечу во Владик. Дай бог.
Ничего себе лодка !:)
Спасибо за информацию !
Вот тебе и лодочка…
С наступающим вас праздником!
Велик подвиг подводников в Войне, низкий им поклон.
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
С праздником! И Вечная память всем оставшимся на полях сражений!
Спасибо за рассказ о легендарной Гвардейской С-56! Вспомнил службу во Владивостоке. Служил с декабря 1968 по май 1969 в 13 роте учебного отряда подводного плавания (Уопп) 25151″У» — учили на гидроакустика. С июня 1969 — 38 бригада ОСНАЗ.
С праздником Вас, Владимир! Вы-то не по-наслышке знаете насколько это трудная и опасная служба, это снаружи лодка кажется большой, а когда находишься внутри, непонятно как там помещалось 46 человек экипажа, и что они должны были чувствовать на глубине под непрерывными бомбежками, спасибо Вам за Вашу службу и в мирное время это нелегко.
Спасибо за интересную экскурсию по легендарной С-56.
Да, во Владивостоке военная история — в т.ч. история российского военного флота, — очень ярко и наглядно представлена. Ее можно не только услышать, но и увидеть и даже рукой прикоснуться в прямом смысле. Это — здорово, есть чему позавидовать (в хорошем смысле):-) И — спасибо, что нас знакомите!!!
И правда: ни кто не забыт, ни что не забыто…
Согласен с Алексеем!
Один-единственный раз была на действующей подводной лодке, еще в школе у нас была такая экскурсия. Экскурсия была скорей шоковой, чем интересной.
Груда железа, круглые люки вместо дверей, теснота. И все это еще уходит под воду?!!
Музейный вариант лодки, наверное, выглядит повеселей.
О подводной лодке С-56 никогда раньше не слышала. Просто здорово, что лодка стала музеем, такие подвиги забывать нельзя!
Очень интересны фильм о легендарной подлодке.Всех с Днем Победы! Помним и гордимся ветеранами.
Я был в подобном музее в Севастополе, очень впечатлило. С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!
Вот на лодке подводной никогда не была, только на кораблях.
Спасибо за то,что все таки помним о героях!
Был на этой лодке, когда ее только-только установили на набережной. Она и после окончания своей военной службы продолжает служить людям… Перед подводниками, особенно перед теми, кто воевал преклоняюсь….
Класс!
Во время войны моряки-подводники внесли большой вклад в победу. Показывали невероятный героизм и патриотизм. Спасибо большое за такую информацию. Всем участникам войны низкий поклон за наше будущее.
Очень интересная информация о легендарной подводной лодке,вспоминаются фильмы о подвигах моряков-подводников,всем героям погибшим и живым низкий поклон.
Очень интересная статья, я о подлодках практически ничего не знаю, только по художественным фильмам знакома.
Всё течёт, всё меняется, уже не только я стала «большой девочкой», уже мои дети взрослые, а память возрасту не поддаётся. Сколько исторических памятников было уничтожено за эти годы, а любимая подлодочка, как стояла, так и стоит на своём месте на Набережной. Я младшему сыну часто рассказывала об этой подлодке, о подвигах моряков, защищавших Дальний Восток.
Это просто здорово, что в свое время из нее сделали музей памяти, где можно увидеть в каких условиях воевали наши подводники, почувствовать ту атмосферу, потрогать руками историю
много интересной информации, подлодка впечатлила
Я служил в 73-76 году в в\ч 25151 д (УОПП) ЭМШ во Владивостоке.Служил инструктором электриком.В эти годы началась установка памятника пл. С-56.
Когда дошло дело до оформления музея пл. то из частей флота в штаб флота вызвали умельцев-скульпторов и живописцев для воссоздания портрета командира
пл.Щедрина на его боевом посту.Нас было человек 5.Вопрос был один-Сможете вылепить портрет командира лодки?.Была беседа.И мы пришли к выводу что не надо делать» муляж» командира. В 2000 году я возил детей в лагерь «ОКЕАН» и не упустил возможность побывать на С-56.Походил по музею и заметил что наша беседа оказалась действенной.»Муляж»командира отсутствовал.Сейчас уже 2014 год и видимо дороги уже не предвидится.Поклонитесь владивостокцы вашему Святому месту!С уважением Николай Ярош старшина 1 статьи ,Зауралье.Начальником нашей учебки (школы электриков)был кап.2 ранга Булдаков Юрий Иванович.Пытаюсь найти его след но пока увы.
Спасибо Вам, Николай, за историю, обязательно поклонюсь, для меня это место особо значимо, брат моей бабушки во время войны был подводником, его приглашали на открытие памятника, а о том, что Вы разыскиваете Булдакова Юрия Ивановича я написала в нашей владивостокской группе, надеюсь кто-нибудь откликнется из тех, кто его знает
Юрий Иванович Булдаков скончался в 1997 году во Владивостоке.
Похоронен на морском кладбище.
Сторожевые корабли противника начали преследование подводной лодки, сбросив 11 глубинных бомб, но, так как гидроакустический контакт с субмариной наладить не удалось, они вернулись к охраняемым судам. С-56», получившая при уклонении от вражеских кораблей трещину в шве одной из топливно-балластных цистерн вечером 17 апреля отозвана в базу и вскоре прибыла в Полярное.